Быстрый рост криптовалют и виртуальных невзаимозаменяемых токенов доминировал в заголовках новостей в последние годы. Но не многие могут увидеть, как эти модные приложения соединяются вместе в более широкой идее, которую некоторые рекламируют как следующую итерацию Интернета — Web 3.
Вокруг этого шумного (и, откровенно говоря, нечеткого) термина существует множество неправильных представлений, включая смешение Web 3 с Web 3.0. Вот что вам нужно знать об этих терминах.
Что такое Web 3?
Поскольку Web 3 все еще находится в стадии развития, среди экспертов нет единого мнения относительно его определения. Проще говоря, Web 3 задуман как « децентрализованная веб-экосистема», позволяющая пользователям обходить интернет-гейткиперов и сохранять право собственности на свои данные.
Это будет сделано через блокчейн; вместо того, чтобы полагаться на отдельные серверы и централизованные базы данных, Web 3 будет работать с общедоступными реестрами, где данные хранятся в компьютерных сетях , связанных вместе.
Децентрализованный Web 3 коренным образом изменит работу Интернета — финансовым учреждениям и технологическим компаниям больше не нужно будет быть посредниками в нашем онлайн-опыте.
Как выразился один бизнес-репортер: «В мире Web 3 люди контролируют свои собственные данные и переключаются между социальными сетями, электронной почтой и покупками, используя единую персонализированную учетную запись, создавая общедоступную запись в блокчейне обо всей этой деятельности».
Инфраструктура Web 3, основанная на блокчейне, откроет интригующие возможности, открыв эру «экономики токенов». Экономика токенов позволит пользователям монетизировать свои данные, предоставляя им токены для онлайн-взаимодействий. Эти токены могут предлагать пользователям привилегии или преимущества, в том числе доли владения контент-платформами или права голоса в онлайн-сообществах.
Чтобы лучше понять Web 3, полезно сделать шаг назад и посмотреть, как Интернет превратился в то, чем он является сейчас.
Web 1.0: сеть «только для чтения»
Ученому-компьютерщику Тиму Бернерсу-Ли приписывают изобретение всемирной паутины в 1989 году, которая позволяла людям размещать гиперссылки на статические страницы с информацией на веб-сайтах, доступных через интернет-браузеры.
Бернерс-Ли искал более эффективные способы обмена информацией между исследователями из разных учреждений. В 1991 году он запустил первый в мире веб-сайт с инструкциями по использованию Интернета.
Этими базовыми веб-сайтами, доступными только для чтения, управляли веб-мастера, которые отвечали за обновление информации для пользователей и управление информацией. В 1992 году было 10 веб-сайтов . К 1994 году, когда Интернет стал общественным достоянием, их было 3000.
Когда в 1996 году появился Google, их было два миллиона. В прошлом году насчитывалось около 1,2 миллиарда веб-сайтов , хотя, по оценкам, только 17 процентов все еще активны.
Web 2.0: социальная сеть
Следующим крупным сдвигом для Интернета стало его развитие из «сети только для чтения» в то, чем мы являемся в настоящее время — «сеть для чтения и записи». Сайты стали более динамичными и интерактивными. Люди стали массовыми участниками создания контента с помощью хостинговых сервисов, таких как Wikipedia, Blogger, Flickr и Tumblr.
Идея «Web 2.0» получила распространение после того, как в 2004 году издатель технологий Тим О'Рейли популяризировал этот термин.
Позже платформы социальных сетей , такие как Facebook, YouTube, Twitter и Instagram, а также рост мобильных приложений привели к беспрецедентной возможности подключения, хотя и через разные платформы. Эти платформы известны как обнесенные стеной сады, потому что их материнские компании жестко регулируют действия пользователей, а обмен информацией между конкурирующими службами отсутствует.
Технологические компании, такие как Amazon, Google и Apple, глубоко вовлечены во все аспекты нашей жизни, от того, как мы храним и оплачиваем наш контент, до личных данных, которые мы предлагаем (иногда без нашего ведома) для использования их товаров.
Web 3 против Web 3.0
Это подводит нас к следующему этапу развития Интернета, когда многие хотят вернуть себе контроль над теми, кто пришел к его гегемонии.
Термины Web 3 и Web 3.0 часто используются взаимозаменяемо, но это разные концепции.
Web 3 — это движение к децентрализованному интернету, построенному на блокчейне. Web 3.0, с другой стороны, восходит к первоначальному видению Интернета Бернерсом-Ли как набора веб-сайтов, связывающих все вместе на уровне данных.
Наш нынешний Интернет можно рассматривать как гигантское хранилище документов. Компьютеры способны извлекать для нас информацию, когда мы их об этом просим, но они не способны понять более глубокий смысл наших запросов.
Информация также разбивается на отдельные серверы. Достижения в области программирования, обработки естественного языка, машинного обучения и искусственного интеллекта позволят компьютерам различать и обрабатывать информацию более «человеческим» способом, что приведет к более эффективному и действенному обнаружению контента, обмену данными и их анализу. Это известно как «семантическая сеть» или сеть «чтение-запись-выполнение».
В мире Web 3.0 Бернерса-Ли информация будет храниться в базах данных, называемых Solid Pods, которые будут принадлежать отдельным пользователям. Хотя это более централизованный подход, чем использование блокчейна в Web 3, он позволит изменять данные быстрее, поскольку они не будут распределяться по нескольким местам.
Это позволит, например, связать профили пользователя в социальных сетях, чтобы обновление личной информации в одном автоматически обновляло остальные.
Следующая эра интернета
Web3 и Web 3.0 часто смешивают, потому что следующая эра Интернета, скорее всего, будет включать в себя элементы обоих движений — семантические веб- приложения, связанные данные и экономику блокчейна. Нетрудно понять, почему в этом пространстве происходят значительные инвестиции .
Но мы видим лишь верхушку айсберга, когда речь идет о логистических вопросах и юридических последствиях. Правительствам необходимо разработать новые правила для всего: от налогообложения продаж цифровых активов до защиты прав потребителей и сложных проблем конфиденциальности и пиратства связанных данных .
Есть также критики, которые утверждают, что, в частности, Web 3 — это просто противоречивый ребрендинг криптовалюты, который не демократизирует Интернет. Хотя ясно, что мы подошли к порогу новой интернет- эры, никто не может догадаться, что произойдет, когда мы переступим эту дверь.